Loading


Поверьте ушам своим

28/08/2017

Image

 

Поверьте ушам своим! Или  как музыкальное сопровождение для соревнований поднимет спортивные танцы и танцевальный спорт на небывалую высоту.

 

            Осень. Начало танцевального сезона.  Соревнования по спортивным танцам и танцевальному спорту объявляют   то в одном, то в другом регионе страны. И  даже не столько соревнования, сколько «фестивали по спортивным бальным танцам». Словом «фестивали» давно начали называть конкурсные мероприятия по бальным танцам, не отвечающие формату «соревнования». То есть, порядок проведения фестиваля как будто бы обычный: выход на паркет по заходам, судьи, зрители, награды от организаторов и общественности. Но, оказывается, если присмотреться и прислушаться,- не совсем честный соревновательный формат выходит. Например , можно иногда не соблюсти регламент или пригласить судей не той квалификации  и, что самое важное, не обращать внимания на качество музыкального сопровождения.

Почему так? Ну как же, давно на слуху у публики выражение по поводу соревнований по латине и стандарту: «Дорого и нечестно». Вот организаторы и стараются привлечь участников и публику удешевлением по всем статьям, включая музыкальный формат. А по поводу честно, так это: «Все судьи – сво…!?».

Пользуясь все же некоторой передышкой после озвучивания ряда  турниров по спортивным танцам и танцевальному спорту, хочу высказать не совсем привычную мысль:  судьи  в большинстве случаев  и не виноваты, а виноваты их уши и уши самих танцоров, которые объективно по-разному слышат музыку во время конкурсного выступления.

Спросите, почему? Если говорить о соревнованиях, то музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью правил предоставления равных условий для выступления всем спортсменам, а судьям для оценивания. Зрители в соревнованиях «в правила не входят». Но как же без них? Тем более, что и спортсмены, и судьи периодически становятся зрителями.

Рассмотрим простейший случай, когда уши всех аудиторий по-разному воспринимают звуковой сигнал на соревнованиях (во внимание не берем индивидуальные особенности).

Часто организатор предоставляет танцевальный пол площадью 300-400 кв.м. Значит, диагональ по длине может достигать до 30 м.  Если в таком спортивном помещении озвучивание происходит двумя  колонками, направленными вдоль длинной стороны зала, то судья, находящийся возле одной из колонок, а танцор во время квикстепа – на другом конце по диагонали от судьи, ритмическую структуру фонограммы будут слышать в разное время. В танце квикстеп 1/2 удара такта (восьмушка музыкального такта), воспринятые парой с опозданием, достаточны, чтобы делать ошибку в оценивании ритмики выступления пары. Вдобавок, накладываются  отраженные от стен и потолка предыдущие сигналы. Возникает так называемая «ритмическая каша». Попробуй, разберись! А зритель, находящийся в «мертвой зоне», за колонками, даже на незначительном расстоянии  объективно вообще не может оценить музыкальность танцоров и информационный поток от ведущего. Чаще всего такие зрители уходят домой с головной болью. Этот  простой пример иллюстрирует разное восприятие звукового сигнала музыкального сопровождения всеми участниками соревнования или фестиваля с физической, немного с физиологической стороны.

А теперь коснемся психологической стороны восприятия того, под что мы соревнуемся и, конечно, хотим победить.

Во время большинства соревнований или фестивалей прокручиваются фонограммы в формате «lossy» (сжатие с потерей информации). Принцип работы такого формата основан на психоакустике. Любой  lossy  файл не содержит цифрового аудиопотока как такового. Он содержит его описание с помощью различных функций, по которому можно восстановить примерную форму исходного сигнала. А одной из особенностей психоакустики является то, что человеческий мозг восполняет пробелы на основе прошлого опыта и, соответственно, разные люди слышат (получают в музыкальном отношении) не одну и ту же информацию. Пожалуй, самым распространенным «lossy»- форматом является mp3, который  разработан институтом интегральных схем общества Фраунгофера в 1993, а в 2017 году им же  признан «мертвым»   (https://meduza.io/feature/2017/05/15/mp3-mertv-no-nikto-ne-budet-po-nemu-skuchat   ,    https://noisey.vice.com/en_us/article/ryzddg/yntht-there-are-ghosts-in-your-mp3s  ).

Что же делать, чтобы «дорого» не превращалось в «дешево», да еще и «нечестно», а приносило удовольствие от нашего прекрасного занятия бальными танцами? Какие условия организаторам соревнований по спортивным танцам и танцевальному спорту нужно соблюдать для объективного оценивания спортсменов? Какое музыкальное сопровождение обоснованно приведет к росту их мастерства и в перспективе к развитию этого вида деятельности в целом?

А вот об этом – в следующей статье.

 

С уважением, Сергей Костына.